Детство Марины Брагинской прошло среди китайского антиквариата — его в свою ленинградскую квартиру привезли бабушка с дедушкой, долго жившие в Порт-Артуре. “Я была заворожена этими вещами, — рассказывает декоратор. — Я с ними росла, с ними играла, их у меня отбирали, чтобы я ничего не сломала”.
Гостиная. Китайская свадебная кровать, конец XVIII века, украшенная символами изобилия и долголетия. Такие кровати более узкие, чем обычные, — это символизирует близость супругов. Справа столик с изображениями восьми святых даосского пантеона, династия Мин, начало XVII века. Между окнами приставной столик эпохи династии Мин, на котором установлен шкаф с четырьмя резными дверками (обе вещи XVII века). Такие шкафы использовались для хранения статуй божеств. Стул со спинкой в форме подковы, XVIII век; стул с квадратной спинкой и резьбой в виде драконов, конец XVIII века.
Гостиная. Слева от двери красная с золотой росписью корзина для продуктов. Справа монгольский шкаф-витрина XIV века, эпоха империи Юань. На нем красные кожаные подушки. Длинный алтарный стол с приподнятыми краями и символом удачи и долголетия жуйи (“скипетр”) датируется второй половиной XVII века. Обычно использовался для демонстрации ваз и других предметов роскоши.
Несколько лет назад светская жизнь свела Марину с французом, живущим в Брюсселе и уже давно собирающим “китайщину”. “Сперва он занимался этим сам, по книгам, потом познакомился с автором этих книг, экспертом из Гонконга, — рассказывает Марина. — Одно время он пытался жить с этими предметами, но в обычном интерьере они смотрятся инородно”. Тем не менее новый знакомый Брагинской не терял надежды поселиться со своими сокровищами под одной крышей и решил, что она ему в этом поможет.
По обе стороны камина шкафы из вяза, конец XVIII века. Они украшены резьбой в виде облаков и летучих мышей, символизирующих удачу. Перед камином — столик для раскатывания свитков, XVIII век. На его боковых сторонах выгравирован иероглиф “шуан си” — “двойное счастье”. Люстра 1940-х годов из галереи Galerie des Minimes; современный килим, Michel Antoine Tapis & Kilims.
Квартиру, как рассказывает декоратор, они искали вместе, специально под коллекцию, вооружившись списком с размерами всех вещей. Особенно сложно было найти место для свадебной кровати — сейчас она стоит при входе в квартиру. Неожиданное решение, если учесть, что иногда она используется по назначению. Но иначе не получалось: брюссельские квартиры в массе своей компактны.
Фрагмент гостиной. Каминный портал и зеркало над ним были отреставрированы во время ремонта.
Фрагмент гостиной.
Как рассказывает Марина, в конце XIХ века город застраивался домами по три-четыре этажа, которые здесь называют maison de maître (что-то вроде таунхаусов). Поначалу они были рассчитаны на семью, но со временем их поделили на квартиры — обычно это анфилады из трех комнат. Заказчику Марины еще повезло: к этим трем комнатам у него прилагается зона, где помимо кухни с ванной находится крохотная спальня. Эта часть подверглась самой сильной переделке, а в остальном Марина рассчитывала отделаться “малой кровью”, но не вышло. По местным законам при смене собственника квартиры надо менять старые окна, чтобы привести в соответствие с современными нормами по теплоизоляции. А поскольку хозяин хотел сохранить оригинальный фасад, рамы пришлось вынимать, расшивать и вставлять второй слой остекления.
Столовая. Шкаф для свитков, династия Мин, начало XVII века, и лаковое панно того же периода. Стол, две скамьи и два табурета, все из кипариса, XIX век.
Когда-то в прошлом квартира уже пережила ремонт, в ходе которого обросла деталями в стиле ар-деко, включая решетку в проеме перед эркером и камин в гостиной. “Я сперва его возненавидела, а потом мне понравилось, как он смотрится с этой китайщиной, и даже купила люстру в том же стиле”, – рассказывает Марина Брагинская. Квартира вообще получилась на удивление органичной: нет ощущения, что перед нами обстановка из другого времени и другой культуры.
В кабинете письменный стол и стул, начало XVIII века. Лестница ведет на кухню.
Фрагмент кабинета. Ваза для свитков, XIX век. Художник придал ей форму ствола дерева. Длинный алтарный стол, конец XVIII века.
На каминной полке — сосуд для кистей из розового дерева и красная лаковая шкатулка.
Опиумная кровать с резьбой в виде драконов, Шанхай, 1900 год.