Проект «Пигмей»: почему аэроподводная лодка не была принята на вооружение


Тридцатые годы прошлого века запомнились как период различного рода экспериментов в области военной техники и вооружения. Особенно ярко это проявилось во второй половине десятилетия — после того, как стала ясна угроза начала новой большой войны. Поэтому совсем неудивительно, что военные инженеры все чаще стали обращаться к попыткам воплощения в жизнь не только самых амбициозных, но и откровенно фантастических проектов. Одним из таких и был проект «Пигмей», который оказался слишком большой авантюрой, чтобы получить билет в жизнь.

«Пигмей» в числе сверхмалых подводных лодок советского производства. /Фото: twitter.com

История этого амбициозного проекта началась в Ленинграде, где в тридцатых годах двадцатого столетия располагалось Остехбюро – конструкторское бюро, занимающееся разработкой военной техники. В сферу его интересов входила сухопутная, авиационная, морская тематики – всеядное. Руководителем там был В.И. Бекаури — человек, отличающийся незаурядными идеями и авантюрным характером. Видимо поэтому именно в его бюро создавались столь необычные и амбициозные проекты.

Владимир Иванович Бекаури, главный конструктор Остехбюро. /Фото: sfw.so

Одной из таких разработок бюро и стала аэро-подводная лодка (АПЛ). При этом приставка «аэро», в отличие от других проектов, где к субмарины действительно приделывались крылья, конкретно в этом случае такой смысловой нагрузки не несёт. Это слово просто указывает на то, что лодка должна была иметь дистанционное управление с самолета. Спустя время от последнего отказались, а вот приставка осталась.

К 1935 году группа разработчиков во главе с Ф.В. Щукиным составила проект, а уже в августе на базе завода № 196 «Судомех» первый опытный образец был воплощен в металле. Длина прототипа составила 16 метров; ширина – 2,6 метра; водоизмещение – 18 тонн. Оружие было представлено двумя 457-мм торпедными аппаратами открытого типа, Экипаж состоял из четырёх человек, а в автономном режиме лодка могла функционировать до трёх суток. .

Боковой чертеж , современная реконструкция. /Фото: alternathistory.com

Первый этап испытаний лодка прошла в Финском заливе, после чего ее переправили на Черное море в Балаклаву. К тому моменту командование запросило у завода первую серию из десяти подобных сверхмалых подводных лодок. Проекту было присвоено название «Пигмей».

В 1936 году были начаты флотские испытания «Пигмея» в Балаклаве. И вот тут начались проблемы: разработчикам никак не удавалось преодолеть недочеты конструкции — на «Пигмее» регулярно что-то ломалось. Дошло до того, что назначенный командир экипажа лодки лично просил командование проект закрыть — настолько невыполнимыми оказались работы.

АПЛ во время испытаний. /Фото: pikabu.ru

Проект был закрыт после ареста сотрудников Остехбюро в 1937 году: начатую серию разобрали на металл, а вот первый прототип почему-то не тронули и просто переправили в Феодосию, где лодка и встретила Великую отечественную войну. Зато когда немцы отступили, ни «Пигмея», ни документации по нему так и не нашли. Сегодня одной из наиболее состоятельных версий о судьбе подлодки считают таковую, согласно которой вермахт попытался использовать ее в своих целях, но недоработанная машина попросту затронула. Периодически гидроархеологи натыкается на дне Черного моря на какие-то подлодки,но доказательств, что одна из них была «Пигмеем», все еще нет.

В дополнение к теме: вместе со сверхмалыми создавались и огромные подводные лодки, которые, впрочем, тоже не всегда оказывались актуальными — Самая большая в мире подлодка, которую не успевали изучить за годы службы сами матросы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: