Ту-95

Разработка Ту-95 началась в конце 1940-х годов, когда перед А.Н. Туполевым и несколькими другими конструкторами была поставлена задача создать бомбардировщик, способный, взлетев с территории СССР, достичь США и вернуться обратно. КБ Туполева (ОКБ-156) предложило оснастить новую машину турбовинтовыми двигателями, имевшими большую экономичность по сравнению с реактивными. В начале 1950-х годов в ОКБ А.Н. Туполева начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. Техническую координацию работ по теме обеспечивал заместитель А.Н. Туполева главный конструктор самолета Ту-95 Николай Ильич Базенков.

12 ноября 1952г. летчик-испытатель ОКБ А.Д.Перелет впервые поднял новый самолет в воздух. Серийное производство Ту-95 началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе (в настоящее время – Самарский авиазавод). Объём выпуска превысил 500 машин. В сентябре 1957 г. Ту-95 был принят на вооружение частей Дальней авиации.

Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и, главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установка турбовинтовых двигателей. Уникальные турбовинтовые двигатели НК-12 конструкции Н.Д. Кузнецова с соосными многолопастными винтами К.И. Жданова не имели равных по мощности и экономичности на всех режимах полета.

Главным вооружением новой модификации «Медведя» (Bear – такое наименование Ту-95 получил на Западе) стала ракета Х-20 с ядерной боевой частью, способная поражать цели на расстоянии до 600 километров. Ракета наводилась на цель по лучу радара. Несмотря на большие габариты Х-20 (самолет мог нести только одну ракету) и невысокую точность этого вида оружия, машины, произведенные в 1958-1962 гг., оставались на вооружении до конца 1980-х годов, пройдя несколько модернизаций.

Базировались Ту-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз были выведены.

С самого начала серийного производства Ту-95 началась разработка усовершенствованных модификаций этого самолета, оснащенных более совершенным оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без захода в зону ПВО противника.
Первым ракетоносцем в семействе Ту-95 стал Ту-95К, запущенный в серию в 1958 г. В середине 1960-х гг. на ракетоносцах была проведена модернизация БРЭО, после чего этим самолетам было присвоено обозначение Ту-95КМ. Машины получили на вооружение усовершенствованную крылатую ракету Х-20М с максимальной дальностью пуска 600км. Ту-95М, дальнейшее развитие Ту-95 с усовершенствованными двигателями НК-12М, совершил свой первый полёт в 1957 году.
С 1955 по 1958 годы в Куйбышеве на заводе П18 был построен 31 самолет Ту-95 и 19 самолетов Ту-95М. В дальнейшем все бомбардировщики Ту-95 были доработаны до уровня Ту-95М. Эти машины оставались в строю до середины 1980-х годов, после чего часть их была переоборудована в учебно-тренировочные самолеты Ту-95У, использовавшиеся до начала 1990-х.

В 1960-х годах на основе Ту-95 были разработаны несколько самолетов специального назначения – океанский разведчик Ту-95РЦ, самолет ДРЛО Ту-126 и дальний противолодочный самолет Ту-142. В 1964г. создается стратегический разведывательный самолет Ту-95РА с аппаратурой для ведения радиотехнической и фоторазведки. Этот самолет стал первым из семейства «девяностопятых», получившим систему дозаправки топливом в полете типа «шланг-конус».

В начале 1970-х годов на МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С. Селезнева начались работы по созданию малогабаритных стратегических авиационных крылатых ракет Х-55. В качестве носителя нового оружия был предложен модернизированный вариант самолета Ту-142М, получивший обозначение Ту-142МС. В формировании концепции этого комплекса значительный вклад внесли сотрудники ЦАГИ. Первоначально Ту-142МС рассматривался в качестве альтернативы более сложному и дорогостоящему многорежимному бомбардировщику Ту-160, также оснащенному КР. В дальнейшем было принято решение продолжать работы по программам параллельно.

Переоборудование серийного самолета Ту-142М в полноценный ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования и вооружения, началось в июле 1977 г. и завершилось в сентябре 1979 г. 31 июля модернизированный самолет совершил первый полет. Самолет, получивший обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981 г. новый ракетоносец запустили в серию на Таганрогском авиационном заводе. В 1983 г. его производство было переведено в Куйбышев (ныне Самара).
В 1989 году на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты полета с грузом. В 1980-х годах в СССР были начаты работы по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного для замены самолетов Ту-95МС. Однако распад Советского Союза, экономический кризис в России и обусловленное этим резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению работ по перевооружению Дальней авиации на новые образцы авиационной техники. В этих условиях на первое место выдвинулись задачи модернизации существующего самолетного парка Дальней авиации.

Серийное производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 г. Различные модификации самолёта состояли на вооружении Дальней авиации и ВМС вплоть до распада СССР. После этого Ту-95 оказались в распоряжении ВВС России и Украины. В настоящее время в ВВС России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того, 23 самолетами располагает Украина. В Украине самолёты применения не нашли и находятся на консервации.
За счет простоты в эксплуатации и надежности Ту-95 остался в строю даже после принятия на вооружение значительно более совершенного сверхзвукового ракетоносца Ту-160, требующего, однако, создания дорогостоящей специальной инфраструктуры обслужи
Особенности конструкции
Самолет Ту-95 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным свободнонесущим трехлонжеронным крылом. Такая аэродинамическая компоновка обеспечивает высокое аэродинамическое качество на высоких скоростях полета. Улучшение ЛТХ также достигается за счёт большого удлинения крыла, соответствующего выбора угла его стреловидности, и набором профилей вдоль его размаха. Силовая установка Ту-95МС состоит из четырех ТВД НК-12М (MB) мощностью 4 х 15000 л.с. с соосными четырехлопастными винтами АВ-6ОН.
Топливо размещается в центральном фюзеляжном баке, в двух центропланных баках и четырех интегральных баках в крыле. Заправка топливом централизованная. Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.
Вооружение
Бомбовая нагрузка самолётов Ту-95 может достигать 12 000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение свободнопадающих (в том числе ядерных) авиационных бомб калибром до 9 000 кг.
Ту-95КД и Ту-95-20 вооружались крылатыми ракетами Х-20 с ядерной боевой частью, предназначенными для поражения радиоконтрастных целей на дистанциях 300—600 км.
Ту-95В (существовал в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте — 50 мегатонн. После испытания царь бомбы 30 октября 1961 года этот самолёт больше по назначению не использовался.
Ту-95МС, составляющий костяк стратегической авиации России, является носителем крылатых ракет Х-55. В модификации Ту-95МС6 в бомбовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту-95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке, предусмотрена подвеска ещё десяти ракет Х-55 на четырёх подкрыльевых держателях.
Оборонительное вооружение самолётов Ту-95 состоит из 23-мм авиационных пушек. На разных модификациях самолёта их число варьирует от шести спаренных пушек АМ-23 в трёх оборонительных установках (верхний, нижний и кормовой фонари) до двух пушек ГШ-23 в кормовой части.

Лётно-технические характеристики
размах крыла (м) 50,4
длина самолета (м) 49,13
высота самолета (м) 13,3
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (град) 35
двигатель 4 х НК-12МП
максимальная скорость (км/ч) 830
максимальная высота полёта (м) 10500

Изображение пользователя Skiff.

Да и правда

Да и правда медведь, хорошая статья, читал с удовольствием.
Всё таки СССР в стратегической авиации был несомненным лидером, как в прочем и во всей авиации.
_______________________________
Почти здоров, почти бессмертен!

Изображение пользователя ДИНАМОВЕЦ.

сейчас что то

сейчас что то совсем новое делают, посмотрим что получится

- количество мышечной массы не влияет на скорость полета пули

Изображение пользователя Lord of War.

Понравился

Понравился этот самолет сразу, как только прочитал про Царь Бомбу. Впечатляющая машина, даже для сегодняшних лет.
Первое и главное правило торговца оружием - не будь подстрелен из своего же товара! (с)

Загружается, подождите...

Продвижение сайта - ONE.POINT.ZERO