Проект 705К. Опередившие время.

Изображение пользователя LaserAim.

Подводная лодка проекта 705К — двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки — «лимузинного» типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.
Лодка (впервые в мире) была оснащена всплывающей рубкой, предназначенной для спасения одновременно всего экипажа при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента.
Паропроизводящая установка БМ-40А (150.000 кВт) — однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут.Паротурбинная установка ОК-7К — одновальная, блочной конструкции.
На лодке было установлено два вспомогательных движительных комплекса (2 х 100 кВт), размещенных в герметических гондолах в горизонтальных стабилизаторах и снабженных гребными винтами с поворотными лопастями.
Имелось два синхронных генератора переменного трехфазного тока (2 х 1500 кВт, 400 в, 400 Гц). Каждый генератор обеспечивает энергией все потребители своего борта. Установлена вспомогательная дизель-генераторная установка (500 кВт, 300 В) и аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов.
Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.
Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено; по готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.
Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине погружения (на ходу и без хода) служила система «Боксит». Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы «Тан». Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой «Ритм».
Лодка была оснащена, также:
- боевой информационной управляющей системой «Аккорд»;
- автоматизированным комплексом гидроакустических средств «Океан»;
- автоматизированным комплексом автономных средств навигации «Сож»;
- системой автоматического управления оружием «Сарган»;
- автоматической системой радиационного контроля «Альфа»;
- автоматизированным комплексом средств радиосвязи «Молния»;
- телевизионно-оптическим комплексом ТВ-1;
- радиолокационной станцией «Бухта»;
- универсальным перископом «Сигнал»;
- системой единого времени «Платан»;
- системой внутрикорабельной связи «Элипсоид».
Жилые, медицинские и санитарные помещения расположены на средней палубе 3-го отсека, камбуз и провизионные помещения — на нижней палубе того же отсека. Кают-компания позволяет одновременно принимать пищу 12 членам экипажа.
Торпедное вооружение включает шесть гидравлических ТА, расположенных в носовой части корпуса. Боекомплект — 18 торпед.
В декабре 1977 г., после завершения заводских и государственных испытаний, лодка К-123 (командир — капитан 2 ранга А.Ч. Аббасов) приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности Северного флота. В 1984 году за успешное освоение принципиально нового типа корабля А.Ч. Аббасов был удостоен звания Герой Советского Союза, а А.С. Пушкину (командиру «несостоявшейся» К-64) был вручен орден Ленина.
Новые АПЛ, получившие у моряков прозвище «автоматы», а у «потенциального противника» — кодовое наименование Alfa, вскоре стали довольно популярными на флоте кораблями. Сильное впечатление производили не только рекордно высокие характеристики лодки (достоверно известные, впрочем, лишь узкому кругу «посвященных»), но и эстетическое совершенство форм атомохода.
Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростью противолодочных и универсальных торпед «потенциальных противников», АПЛ проекта 705 и 705К, благодаря особенностям своей энергетической установки (не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами), могли развить полный ход в течение минуты, имея почти «самолетные» разгонные характеристики. Большая скорость позволяла быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно «Альфа» и была обнаружена гидроакустиками противника.
По воспоминаниям контр-адмирала А.С. Богатыврева, в прошлом — командира К-123 (пр.705К), лодка могла развернуться практически «на пятачке», что было особенно важно при активном слежении своей и «неприятельской» лодок друг за другом. «Альфа» не позволяла другим лодкам зайти себе в кормовые курсовые углы (т. е. в зону гидроакустической тени), особо благоприятные для осуществления скрытного слежения и нанесения внезапного торпедного удара.
Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении. По словам командиров АПЛ проекта 705 А.У. Аббасова и А.Ф. Загрядского, подобный маневр позволял при постепенном наборе скорости до полной и одновременном выполнении циркуляции с изменением глубины погружения заставлять следящего за ними в режиме шумопеленгания противника терять цель, а советской АПЛ — «по истребительному» заходить ему «в хвост».
Обводы корпуса лодок обеспечивали минимальное отражение гидроакустических сигналов, что затрудняло атаку «Альфы» кораблями противника, использующими ГАС в активном режиме.
Однако в ходе эксплуатации лодок 705-го проекта проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей АПЛ — «морского» и «берегового», обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание АПЛ при нахождении ее на базе. В результате карьера «Альф», несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее «закату» способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования.
К-123 вошла в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет — с июня 1983 по август 1992 г. В июле 1997 г. этот корабль был исключен из состава флота. Остальные «Альфы» были исключены из состава ВМФ значительно раньше — в 1990 году.
Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.
Тактико-технические характеристики:
Название проект 705 "Лира"
Код НАТО "Alfa"
Разработчик CКБ-143 (КБ морского машиностроения "Малахит")
Изготовитель "СевМашПредприятие" (г. Северодвинск),
"Судомех" - Адмиралтейское объединение (г. Санкт-Петербург)
Количество лодок в серии 7
Экипаж, чел. 32 (все офицеры)
Автономность 50 суток
Архитектура двухкорпусная, 6 отсеков
Материал корпуса титан
Запас плавучести n/a
Массо-габаритные характеристики
Водоизмещение надводное, т 2300 2280
Водоизмещение подводное, т 3180 n/a
Длина, м 81.4 79.6
Ширина, м 10, по стабилизаторам - 13.5
Средняя осадка, м 7.6
Вооружение
Комплекс крылатых ракет РК-55 "Гранат"
Вооружение 6 х 533-мм и 4 х 650-мм торпедных аппаратов
Боекомплект 18 торпед (САЭТ-60 и СЭТ-65) 533-мм или 24 мины ПМР-1 или ПМР-2
Система подготовки торпедных аппаратов "Гринда"
Радиоэлектронное оборудование
Гидроакустический комплекс МГК-1001 "Енисей"
Боевая информационно-управляющая система "Аккорд"
Навигационный комплекс "Сож"
Комплекс средств связи "Молния"
Система космической связи n/a
Радиолокационный комплекс "Чибис"
Станция обнаружения РЛС n/a
Выпускаемое буксируемое антенное устройство n/a
Всплывающая антенна буйкового типа n/a
Телевизионный комплекс ТВ-1
Перископ универсальный - "Сигнал"
Двигатель и динамические характеристики
Реактор ОК-550 (водо-водяной) БМ-40А (с жидкометаллическим теплоносителем, мощностью 150 мВт)
Паротурбинная установка ОК-7А (мощностью 29.4 мВт (40000 л.с.))
Дизель-генератор n/a (мощностью 500 кВт (680 л.с.))
Автономный турбогенератор 2 х n/a (мощностью 1500 кВт (2040 л.с.) каждый)
Аккумуляторная установка серебряно-цинкового типа, 112 шт.
Резервные электродвигатели 2 х n/a (мощностью 100 кВт (136 л.с.) каждый)
Гребные винты малошумный ВФШ
Максимальная надводная скорость, узлов 14
Максимальная подводная скорость, узлов 41
Рабочая глубина погружения, м 520
Максимальная глубина погружения, м 600

1 контур

1 контур реактора герметичен-не так ли?! тогда вопрос-откуда там окислы???

Изображение пользователя LaserAim.

Энергоустановк

Энергоустановке с ЖМТ, присущи недостатки:
- жидкометаллический теплоноситель (сплав "свинец-висмут") плохо переносит контакт с водой. Он подвержен окислению с образованием твердых окислов, которые в процессе работы атомного реактора могут уменьшить расход сплава через каналы реактора или закупорить их вообще. Последнее обстоятельство может привести к повышению температуры стенки оболочки ТВЭлов до критического значения и их разгерметизации (разрушению); частицы радиоактивного топлива в этом случае попадут в 1 контур, повысив радиоактивность сплава выше предельных значений. Этот недостаток реактора с ЖМТ потребовал от конструкторов создать в составе энергоустановки систему герметизации 1 контура с помощью инертного газа, а также предусмотреть в процессе эксплуатации, систему регенерации сплава для очистки его от твердых окислов.

Периодическая регенерация стала проводиться после аварии на опытной лодке 645 проекта К-27
В мае 1968 г. К-27 вышла в море для проверки работоспособности энергетической установки, а также для отработки учебно-боевых задач. 24 мая при проверке параметров работы ГЭУ на режимах полного хода произошло резкое падение мощности реактора. Одновременно был отмечен значительный рост давления в газовой системе первого контура, увеличение уровня теплоносителя в буферной емкости и появление воды в аварийном конденсаторе.
Наиболее вероятной причиной возникновения аварии, в результате которой погибло девять членов экипажа атомохода, являлось резкое ухудшение теплосъема в активной зоне из-за попадания в нее окислов сплава свинец-висмут и шлаков.
В связи с аварией потребовались дополнительные исследования воздействия сплава и растворенных в нем окислов на циркуляцию теплоносителя, а также состояние поверхностей контура, изучение условий образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. Надо отметить, что энергоустановке с ЖМТ, из-за которой сроки строительства корабля переносились, были присущи и недостатки:
- жидкометаллический теплоноситель (сплав "свинец-висмут") плохо переносит контакт с водой. Он подвержен окислению с образованием твердых окислов, которые в процессе работы атомного реактора могут уменьшить расход сплава через каналы реактора или закупорить их вообще. Последнее обстоятельство может привести к повышению температуры стенки оболочки ТВЭлов до критического значения и их разгерметизации (разрушению); частицы радиоактивного топлива в этом случае попадут в 1 контур, повысив радиоактивность сплава выше предельных значений. Этот недостаток реактора с ЖМТ потребовал от конструкторов создать в составе энергоустановки систему герметизации 1 контура с помощью инертного газа, а также предусмотреть в процессе эксплуатации, систему регенерации сплава для очистки его от твердых окислов. Кроме того, перегрузочное устройство реактора по этой причине стало представлять из себя дорогостоящее и сложное инженерное сооружение. Результаты были использованы при разработке ГЭУ для лодок 705-го проекта.
После аварии восстановление К-27 было признано нецелесообразным. В течение 13 лет она находилась в резерве, после чего была затоплена в Карском море.

как что

как что опасное-так сразу на дно его... недолговидно...

Изображение пользователя LaserAim.

У меня есть

У меня есть книга "Подводные лодки России". Там информация по лодкам разных проектов. Реактор К-27 - не единственный советский реактор на морском дне. Как подсчитал, примерно с десяток, если не больше. Некоторые топили вместе с лодками, на некоторых лодках вырезали и выбрасывали аварийные реакторы, Например, на "Хиросиме" К-19 после ремонта в 1962-64 годах были вырезаны оба атомных реактора и заменены на новые. Старые реакторы с невыгруженным топливом были затоплены в бухте Абросимова на Новой Земле. А сколько людей убили эти лодки, особенно экспериментальные, просто жуть! На батальон уже набралось наверное. На их фоне 705К просто ангел! В этой лодке мне понравилась системы эвакуации и управления.

Да а мне не

Да а мне не очень управление понравилось...

Изображение пользователя LaserAim.

Автоматическое

Автоматическое управление вызывало немало нареканий и среди экипажа, все-таки лодки были экспериментальные. Жаль что проект "зарубили", притом целиком. Если бы стали продолжать, то может что и хорошее получилось, все-таки лодка со скоростю торпеды-вещь! Но сделали все как в России делается-на корню. А ведь на лодках было реализовано немало новых конструкторских решений. Лодки теперь по 10 и более лет строят и то торпедные. Как тут что-то новое появится!
Относись к своему оружию с любовью и оно станет частью тебя

да были

да были подлодки со скоростью около 60 узлов!!! причём бОльших размеров! а зарубли действительно зря...

Загружается, подождите...